Rambler's Top100
WEB дизайнУроки WEB дизайн MAX WEB дизайнСвет через витраж


    Увы, не всё в MAX совершенно, но это не повод для разочарований, потому, что всегда можно найти пути для решения нестандартных задач. Одной из таких задач я считаю создание витража. Создать-то его не сложно, а вот сделать так, чтобы лучи солнца, проходя через цветное стекло, окрашивались в различные цвета, и отбрасывали на полу или стенах цветную тень, будет немного сложнее. Если вам это интересно, то предлагаю вашему вниманию этот урок.

Для урока нам понадобиться модель любого помещения с отверстием в стене. Можете даже использовать простой Box (сделайте сетку не менее 3х3 и удалите одну Faces на любой стене, для редактирования сетки используйте модификатор Edit Mesh). Очень часто в подобных сценах используется модификатор Normal, для того чтобы сделать Faces видимыми изнутри. Должен предупредить, что в нашем случае этот модификатор может вам немного помешать. Дело в том что с внешней стороны грани становятся невидимыми не только для вас, но и для источников света, из-за этого свет от окна вы не увидите. Для того, чтобы грани стали видимыми с двух сторон лучше назначить им материал Double Sided.

Когда вы закончите работу с помещением, можете перейти к источникам света. Для имитации солнечного света расположите за "окном" Target Spot так, чтобы лучи проходили через "окно" и отбрасывали светлое пятно на пол. Для того, чтобы сделать свет немного объёмным примените к источнику освещения эффект Volume Light (Modify -> Atmospheres & Effect -> Add -> Volume Light). Если вам не нравиться, что свет по умолчанию получился слишком плотный, уменьшите значение Density (Atmospheres & Effect -> Volume Light -> Setup -> Density = 0,2…0,1). Так же обязательно надо будет установить флажок Cast Shadows и визуализацию производить через окно камеры. Благодаря вашим действиям у вас должна появиться картинка, напоминающая то, что вы можете видеть чуть ниже.

Просто объёмное освещение через "дырку" в стене не слишком хорошо смотриться.

 Для того, чтобы "застеклить" окно витражом вам понадобиться текстура, её вы можете нарисовать в любом 2D редакторе (я использовал CorelDRAW10). Лучше всего сделать текстуру с одинаковыми размерами по высоте и ширине (квадратной), тогда в последствии вам будет легче ориентироваться с настройками. Можете попробовать использовать текстуру, взятую с этой страницы, но низкое разрешение не позволить получит вам очень хорошего качества. В качестве стекла можно использовать обычный Box расположенный позади окна (вместо стекла). Для удобства размеры Box по высоте и ширине сделайте одинаковыми, тогда текстура не будет деформироваться и это избавит вас от дополнительных настроек. Теперь немного хитрости для создания витража. Дело в том, что окна бывают разные, ох форма целиком и полностью зависит от фантазии дизайнера (и немного от здравого смысла :-) ). Как сделать, чтобы нарисованный витраж по форме совпадал с отверстием в стене?

  1. Приближаем фронтальный вид окна так, чтобы оно впритык вписалось окно вида, максимизируем окно и нажимаем кнопочку Print Screen на вашей клавиатуре.
  2. Идём в 2D редактор и выполняем Edit -> Paste, "фото" вашего вида должно появиться на экране.
  3. Обрисовываем окно по контуру, разукрашиваем и получаем, то, что вы видите ниже (фантазия приветствуется :-) ).
Фронтальный вид окна, приготовленный для изготовления текстуры Текстура которую я использовал для этого урока.

Свежеиспечённую текстуру "натягиваем" на Box и совмещаем витраж с отверстием в стене. Если после этого вы попытаетесь нажать кнопочку Render, то обнаружите, что свет через витраж не проходит. Щёлкните по стеклу правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберите Properties, в появившемся диалоговом окне снимите флажки Cast Shadows и Receive Shadows, тогда витраж перестанет отбрасывать тень, и свет спокойно будет проходить через него. Ну, а как результат последних действий иллюстрация чуть ниже.

Каким бы цветным вы не делали стекло, свет всегда остаётся одного цвета.

Обычно на этом самом месте многие пытаются назначить витражу какой-нибудь трассируемый материал, но как правило из этого ничего не выходит. Я уже как-то высказывал свои соображения, по поводу того, что всё создаваемое в 3D, как правило, является эмуляцией реальности, вот этой эмуляцией мы сейчас и займёмся. Поскольку специальных инструментов для решения такой задачи нет, то будут использоваться дополнительные настройки источников света.

К дополнительным настройкам источников света, я в данном случае отношу всего на всего использование параметра Projector Map, именно этот параметр позволит создать на полу цветные пятна от витража и окрасить солнечные лучи. Для того, чтобы использовать его нам понадобиться текстура витража, та самая, которую мы создавали первый раз, только теперь мы будем применять её не для стекла, а для источника света, который должен в скором времени превратиться в нечто похожее на диаскоп. Единственная сложность, которая будет нас подстерегать впереди, заключается в том, чтобы как можно точнее совместить проекцию источника света с окном.

Для решения этой проблемы существует несколько путей, рекомендации и советы, по которым вы встретите чуть ниже.

Итак…

  1. Выделяем тот самый источник света, который уже успел нас немного разочаровать. :)
  2. Переходим в Modify и нажимаем кнопку Projector Map (Spotlight Parameters), в качестве карты выбираем Bitmap, а в качестве текстуры ту самую картинку с рисунком витража.
  3. Открываем редактор материалов и перетаскиваем мышкой кнопку Projector Map на новый образец материала, на запрос отвечаем Instance, что позволит изменять настройки текстуры в редакторе материалов.
  4. Делаем пятно от прожектора прямоугольным, установив флажок Rectangle, а чтобы пропорции прямоугольника соответствовали пропорциям картинки, подгружаем текстуру ещё раз после нажатия на кнопку Bitmap Fit… (это избавит вас от дополнительных настроек текстуры).
  5. Теперь попробуем совместить цветное пятно с проёмом в стене (окном), для этого можно воспользоваться несколькими методами, либо неоднократно визуализировать сцену, глядя на полученный результат, либо вспомнить обычную геометрию (был такой предмет в школе : )), а лучше и то и это. Для того, чтобы было понятнее, что у вас получается можно визуализировать сцену с обратной стороны, то есть с "уличной" стороны, тогда световое пятно от прожектора будет падать на стену и вы сможете хорошо видеть, что у вас получается и контролировать процесс. Чтобы повторные визуализации шли быстрее, объёмный свет (если используется), лучше отключить. Для того, чтобы сократить время пробных просчётов, можно как следует подумать и разместить источник, так, чтобы конус от него почти не выходил за рамки окна по высоте. Для наглядности вы можете видеть мой вариант чуть ниже.

Сликнуть, чтобы увеличить (800х600)
Источник света и окно на виде слева. Размер источника превышает размер окна ровно на столько, насколько текстура имеет лишние чёрные поля (образец выше).

Боюсь, правда, что универсального рецепта здесь нет, всё зависит от особенностей созданной вами текстура и конкретной сцены. В любом случае какой-то результат вы всё равно получите, а вот то насколько он будет хорош, будет завесить от ваших усилий.

Кликнуть, чтобы увеличить (800х600)
Может и не идеально, но очень близко к желанному результату.

Описанный способ может применяться не только для создания витража, может вы захотите создать полупрозрачные шторы, завешивающие яркое окно, может парус корабля освещенные сзади лунным светом, всё зависит от вашей фантазии…

Спасибо за внимание и успехов вам в творчестве!

 

Автор Максим Селивёрстов
"StudioSVET" ©
WEB дизайн

WEB дизайн
24.06.04Новая вакансия в разделе ВАКАНСИИ. Если Вы имеете опыт в создании WEB, дружите с PHP+MySQL, ищите работу с перспективами и неограниченным карьерным ростом, то милости просим...подробнее>>>
22.05.04 Закончена работа над сайтом Doctoraway.ru
подробнее>>>
20.05.04 Закончена работа над сайтом компании "Дедушкины Конюшни" занимающейся продажей классических и экзотических автомобилей середины XX века. подробнее>>>
12.03.04 Закончена работа над клипом "Отмечаем, зажигаем", для ВИА "Путiна". Надеемся, что президент простит нам эту шалость. подробнее>>>
15.02.04 Закончена работа над анимационным клипом. Песня "Страходон Мохнатый" в исполнении Владимира Винокура. Музыка Давида Тухманова, стихи Юрия Энтина. подробнее>>>

"StudioSVET" © 2001-2020г
т. (495) 500-25-18

info@studiosvet.ru